Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 09:27

Сайт музыкального руководителя Ермолаевой Вероники Вениам...

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Игровая методика обучения детей пению
21.08.2018, 15:16

Итак, с чего начать, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным и лёгким?

I этап – речевой.

У музыки и у речи одна первооснова – интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроения говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация, т.е. используя одни и те же средства выразительности. Поэтому с помощью речи ребёнку намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т.д. На этап этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция. Прежде чем выразительно запеть, ребёнок сначала учится выразительно говорить.

Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идёт параллельно певческому этапу.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

- артикуляционная гимнастика;

- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;

- развивающие игры с голосом;

- речевые зарядки;

- речевые игры и упражнения;

- ритмодекламация.

Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению.

Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка» - помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц, в то же время разогреть их; развить мимику и артикуляционную моторику.

Игры на развитие речевого и певческого дыхания. (Практика показывает, что прямое развитие певческого дыхания детей осуществляется с большим трудом, а опосредованное развитие – через речевое дыхание – позволяет более эффективно проводить эту работу, т.к. у детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания)

Цикл дыхания состоит из трёх основных моментов:

- вдох короткий, но спокойный,

- затаивание, или задержка дыхания

- выдох более продолжительный, экономный, постепенный.

По возможности игры на дыхание соединяем с движениями туловища, рук….

«Качаемся как деревья – кач-кач»

Полезно в самом начале использовать игры на дыхание без звука. Например: «Все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывы, сильный, холодный, теплый или ласковый, еле заметный, спокойный…) Затем удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих). –

«Ветер играет с листвой», «Надуваем шарик», Пчела, жук, комар, спускается шина машины, сердится кошка и т.д.

Развивающие игры с голосом это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных, голосам неживой природы (тикать, капать…)

Кошка, как тебя зовут? – Мяу.

Стережёшь ты мышку тут? – Мяу.

Мяу, хочешь молока? – Мяу.

А в товарищи щенка? – ФРРР!

 

Пробуждение: Листочки на ветках шуршали – «ш-ш-ш» голосом тихо

Капельки в гости звали, капельки к ним прилетели и звонкую песню запели – «Кап-кап» с нисходящей интонацией

От звона проснулся ветер – «у-у» с изменением звуковысотности

И разбудил всех на свете: кошку (Мурр в среднем регистре), а с ней и котёнка (мяу в высоком)

Спавшего в люльке ребёнка – «уа-уа-уа»

Болотных зелёных лягушек – «ква-ква»

И даже ворчливых старушек – «Бу-бу-бу»

Злую собаку – «Гав-гав»

Назойливых мух – «з-з-з-з»

Вскоре проснулся петух» - «Кукареку»

Солнышко тоже проснулось, и ласково всем улыбнулось» - улыбнуться всем

 

 

Речевые ритмо-интонационне игры и упражненияэффективное средство для развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Они оказывают большое влияние на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука.

Например игра «Имена». Дети в кругу называют свое имя

- проговаривая чётко каждый слог

- каждый слог, отмечая хлопками

- шлёпаем по коленам на каждый слог

Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро… и т.д.

 

Ритмодекламация чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному. Попробуйте сначала поработать с детьми над интонациями радости и удивления в речи. Впоследствии в работе над песней они вспомнят, как они выражали радость или печаль. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.д.)

Часы. Л Николаенко. (авторская)

Бьют часы на башне: проговаривают хором

Бим! Бом! Бим! Бом! четыре удара половинными I I I I

А стенные поскорее:

Тик – так! Тик – Так! четыре удара четвертными I I I I

А карманные спешат:

Тики – таки, тики – таки, десять восьмых и одна четверть П П П П П

Тики – таки – так!

Данное стихотворение можно продекламировать на фоне остинатного ритма четвертными. Удары можно воспроизводить как хлопками, так и музыкальными инструментами.

Речевая зарядка

Сюда могут входить и игровые упражнения на артикуляцию, дыхание, игры с голосом, речевые игры и ритмодекламация. Речевая зарядка даёт ещё и терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей. Проводится в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперёд и т.д.

Пример: (Н. Мясникова)

Мы ногами –топ-топ-топ

Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп

Головою – круть, круть, круть

Постучали в грудь грудь, грудь.

Пяточками – топ, топ, топ

По коленкам - – шлёп, шлёп, шлёп

Мы конфетку – ам, ам, ам

И погладим по бокам,

А потом животики,

Улыбнулись ротики

Мы на горку поднимались

По ступенькам ледяным

В санки сели? Сели, сели! Ух! Летим!

2 этап. Переход от речевого к певческому этапу

Итак, на речевом этапе развития голоса дети свободно и легко начинают пользоваться выразительными средствами, общими для музыки, пения и речи. Голосовой аппарат уже разогрет и готов к пению. Переход от речи к пению может быть лёгким и понятным в игровой форме, с использованием театрализации и движения. Приёмы могут быть самыми разнообразными.

Например, после речевой игры «Имена» играем в эхо, но певческим голосом.

1 вариант. Педагог поёт имя ребёнка на удобном для всех (примарном) звуке – дети повторяют. Имя другого ребёнка – дети повторяют. Затем на полтона выше.

2 вариант. Педагог поёт имя ребёнка на одном звуке (Ле-на), а дети поют на том же звуке, но ласкательно (Ле-ноч-ка), и так далее, по кругу. Затем поём звук на полтона выше, и т.д.

3 вариант. Педагог поёт имя ребёнка на двух звуках малой терции сверху вниз, дети повторяют.

4. Педагог поёт имя ребёнка на двух звуках малой терции, а а дети поют на тех же звуках, но ласкательно (Ле-ноч-ка),

5. можно петь слова: мама, Здравствуй, названия игрушек и т.д.

Переход к пению можно сделать и через рисование голосом. Интонациями рисуем различные образы: ветер, волны, дождь, солнце…интонационно-речевое «Рисование» возможно разными способами: «Клястер» - гроздь звуков (одновременное и произвольное звучание нескольких голосов), скольжение или глиссандирование голосом вверх или вниз, по кругу, точечено и т.д. Все эти способы помогают детям легко переходить границу от речевой к певческой интонации.

При формировании певческого голоса ребёнка на начальном этапе, когда голосовой аппарат только приспосабливается к новому для него способу звукообразования, очень важно, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили в крик. Это отрицательно влияет на точное интонирование, ведёт к потере полётности и звонкости голоса.

В это время необходимо соблюдать определённые условия:

- начинать формирование голоса с простых и протяжных попевок на примарных звуках

- постепенно включать бодрые песенки, активизирующие артикуляцию, дыхание, дикцию;

- пение педагога должно звучать без сопровождения инструмента, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.

 

С детьми младшего возраста используем попевки на двух рядом стоящих звуках большой секунды и обязательно в удобной зоне детского голоса. Это могут быть звуки «ми-ре», «фа# -ми», «соль-фа». Т.к. певческое дыхание у детей слабое, начинаем петь с верхнего звука, чтобы без труда его впеть. На произвольном ритмическом сочетании двух звуков можно использовать многообразные фольклорные попевки, например в размере две четверти:

Ёж, ёж,

Где жи-вёшь

Ёж, ёж,

Что не-сёшь.

Я жи-ву в глу-хом ле-су Деткам я-блоч-ко не-су

Или попевка-диалог, где дети сначала присоединяются к тексту, затем исполняют по ролям:

Кто мяукал у дверей? – мя-у, мя-у

Открывайте поскорей - мя-у, мя-у

Киска прсится домой- мя-у, мя-у

Очень холодно зимой- мя-у, мя-у

Затем постепенно расширяем певческий диапазон: в интервале малой терции поём, затем к двум звукам малой терции прибавляем ещё один звук(большая секунда). Соль-фа-соль-ре, фа-соль-фа-ре; ля-соль-ля-ми; соль-ля-соль-ми…. И дальше постепенно расширяем диапазон голоса.

Если хотите, чтобы ваши дети пели чисто, без фальши, наберитесь терпения. Голос маленьких детей очень эластичен и податлив, он развивается при лёгком, негромком звуке, спокойном дыхании, чёткой дикции. Добиваться большой силы голоса- грубейшая ошибка, препятствует возникновению координации между слухом и голосом.

3 этап. Знакомство с песней и её разучивание.

Автор предлагает разучивание песен, в основном, не традиционным способом – на стульчиках перед педагогом, а стоя или сидя на ковре в форме круга. Круг несёт в себе воспитательные и терапевтические задачи. Каждый ребёнок может ощутить свою значимость для других детей, почувствовать их поддержку и защиту.

Показ и разучивание песни также может происходить нетрадиционным способом. Обычно дети сидят перед педагогом и слушают новую песню, затем педагог спрашивает, о чем поётся в этой песне. Иногда вопрос этот задают до показа, чтобы дети внимательно слушала. При этом внимание детей направлено на текст песни, а не на мелодию. Сначала детям предлагается слушать текст песни, затем они разучивают её по фразам. Таким образом идёт прямое обучение, которое детям в этом возрасте не очень то и интересно, потому что эмоционального внимания к такому обучению не возникает или оно пропадает очень быстро.

Для возникновения интереса необходимо сделать показ песни и её разучивание игровым. При наличии интереса у детей постепенно обостряется и накапливается внимание – необходимое качество для восприятия и воспроизведения мелодии песни.

Игровых вариантов показа песни много, вот некоторые из них.

  1. Педагог ходит внутри круга и поёт песню. Как только песня перестала звучать, педагог останавливается. Ребёнок, напротив которого он встал, берёт из рук педагога цветок или шумовой инструмент и продолжает ходить под пение педагога внутри круга. Теперь он ведущий. На следующую паузу в пении педагога ведущий ребёнок отдаёт предмет тому, перед кем он остановился. И так далее. Если детей в кругу много, то под пение педагога могут ходить 2-3 человека.
  2. «Превращаем» детей в Птиц или Лошадок, Медведей, Зайцев, Инопланетян, Гномов и т.д. Условно Птицы летают по всему залу, но как только услышат, раскаты грома (звуки барабана), сразу собираются на своем «дереве» и затихают. В это время педагог продолжает петь новую песню или часть её. Как только пение прекращается, птицы вновь летают. Если детям надоел образ птиц, превращаемся в лошадок и т.д.
  3. После того как превращённые дети порезвятся, по сигналу педагога, уставшие дети ложатся на пол отдохнуть (своего рода релаксация-расслабление и слушают пение педагога)
  4. Ходят под пение педагога, отмечают метр песни хлопками, шлепками…
  5. Ходят по кругу и поднимают на первую фразу руку вверх, на вторую – вниз….

 

Во всех вариантах показы песен делаются без инструментального сопровождения. Дети непроизвольно запоминают мелодию и слова, постепенно начинают сами подпевать. Хочется напомнить молодым специалистам, что слух детей должен постоянно слышать образец точного пения, которому можно подражать. При этом не надо детям объяснять технические задачи, трудности, достаточно только выразительного исполнения песни. Дети неосознанно будут вам подражать и копировать ваше пение. Поэтому к своему показу педагогу следует отнестись очень ответственно.

Чем дольше подготовительный период, тем легче, интересней будет идти разучивание.

Варианты игрового разучивания песни создаются исходя из её содержания, с использованием музыкальных инструментов, образных движений и театрализации.

 

Пример разучивания песни «Дождик» С. Коротаевой.

 

После артикуляционной гимнастики язычок отправился в путь о оказался на лесной поляне. Там он услышал много разных звуков. Вдруг всех звуки пропали, только слышно: Ш-ш-ш и кап-кап-кап.

Кто же это разговаривает на полянке? Это листочки и капельки ведут разговор. Хотите узнать, о чем они говорят?

  1. Педагог поёт песню и сопровождает шуршание листьев ладошками, дождик – постукивание пальцами по ладошке
  2. Во втором показе дети пока не поют, но имитирую движения (можно на выбор, кто хочет стать листиками, кто дождиком)
  3. Педагог поет за листики, а дети поют за дождик и потом, наоборот. С имитацией движений.
  4. Детей теперь делим на две группы, исполняем песенку по ролям. И наоборот потом.
  5. Делимся на пары и поём по ролям… и вот только здесь можно дать сопровождение ф-но или баяна, но тихое, лёгкое, ни в коем случае не заглушать голоса детей.
  6. Педагог: - Вы так хорошо пели, что маракасы и колокольчики тоже захотели исполнить эту песенку. Голос какого инструмента похож на шорох листьев и капли дождя? – Дети сначала только исполняют ритм без песни под аккомпанемент ф-но. А затем поют и играют под музыкальное сопровождение.

Варианты игрового показа и разучивания песен могут быть самыми разными, они зависят от возраста детей и содержания песни.

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Veronichka
Просмотров: 182 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz