Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности
в условиях организации музыкальной деятельности
1 и 2 слайд. Эта тема становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики, т.к. в нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
3 слайд. Теоретическое обоснование вопросов формирования, развития и поддержки детской инициативы занимались Коротаева Е.В., Святцева А.В., Васютина И. В., Попова Е. В., Г.Б. Монина, О.А.Скоролупова и и др. Определения понятия «инициативы» и анализ работ приведённых авторов позволяют выделить основные составляющие компоненты детской
4 слайд инициативы: мотивационный, когнитивный, поведенческий и рефлексивный.
Мотивационный компонент инициативы – мотивационная готовность что-либо сделать.
Задача музыкального руководителя – повышать интерес к различным видам музыкальной деятельности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Когнитивный компонент инициативы – определенные знания о ходе выполнения задания и сами действия.
Задача музыкального руководителя – расширять возможности музыкальной деятельности воспитанников, формировать ЗУНы.
Поведенческий компонент инициативы – самостоятельность, готовность к трудностям и их преодолению, доведение начатого до конца.
Задача музыкального руководителя – создавать условия для возможности принимать самостоятельные решения и проявления творческого начала в выполнении доступных по трудности задач, поощрять качества, актуальные для поведенческого компонента инициативы.
Рефлексивный компонент инициативы – умение сопоставлять результаты деятельности и обозначенную цель.
Задача музыкального руководителя – предоставлять возможность воспитанникам осуществить самоконтроль, осознать и дать оценку собственным действиям.
5 слайд. Чем же по требованиям ФГОС «поддержка детской инициативы» отличается от привычной педагогам «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавая дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт музыкальной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Для младших дошкольников можно создать игровую ситуацию: в кроватке лежит кукла с градусником – болеет. Как развеселить куклу, чтобы ей стало лучше? Вспоминаем стихотворение В.Берестова «Кукла болеет»:
Тише, тише, тишина!
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Дети проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара.
Или… «нам поручили приготовить концерт для малышей, какие номера можем показать?»…
Порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты: султанчики, микрофоны, костюмы и т.д.
Очень важно, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а для этого набор игр, пособий, детских музыкальных инструментов, должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся.
Для решения целей и задач по поддержке детской инициативы нам хорошо помогает применение в образовательной деятельности ряда технологий. Одной из таких технологий является технология Лидии Свирской «Утро радостных встреч». «Утро радостных встреч» проводится воспитателем. Технология включает в себя этапы:
1. Приветствие (педагог здоровается, приветствует малышей, можно использовать игрушку или какую-либо атрибутику)
2. Игра (любая - дидактическая, спортивная…)
3. Обмен новостями (педагог организует беседу с малышами, например, что он видел по дороге в детский сад или на чем приехал и т. д., стараясь провоцировать малышей на речевые действия или выражения эмоций)
4. Планирование дня (педагог интересуется, чем дети хотят заниматься, переключая детей на выбор деятельности. Например: слепить бублики для семьи матрёшки … или нарисовать клубок ниток для игры с котенком и т. д.)
Реализация данной технологии осуществляется в группах детского сада, как уникальная форма развития детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста.
«Клубный час» Гришаева Н.П., Струкова Л.М. - это особая современная педагогическая технология социализации, развития личности ребёнка. Эта технология заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, выбирая самостоятельно определённые площадки, разнообразные по виду деятельности. Одними из основных целей «Клубного часа» являются:
воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Результаты
Проводимая планомерная работа по внедрению предложенных условий в практику организации музыкальной деятельности в ДОУ обнаруживает прямую зависимость между поддержкой детской инициативы и качеством музыкальной деятельности воспитанников. Дети становятся более раскрепощенными, коммуникативными, умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах музыкальной деятельности. Качество владения основными музыкальными умениями и навыками улучшается. Уровень эмоциональной отзывчивости повышается: дети определяют характер, настроение музыки, эмоционально на неё откликаются, имеют любимые произведения, песни, игры, танцы. Произвольность движений и слуховое восприятие развиваются: дети могут реагировать на смену темпа, динамики, характера музыки и её остановку, давать оценку собственным действиям и деятельности товарищей. Объём и качество (гибкость, пластичность) танцевальных движений увеличивается: дети овладеют разнообразными образно-игровыми движениями, жестами, мимикой, передающими понятный детям образ, могут самостоятельно создавать элементарные пластические образы и инсценировать сюжетные песни.
Таким образом, организация работы, направленной на поддержание детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников в ДОУ, способствует развитию детской инициативы, а значит, способствует воспитанию инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
|